Домашняя страница
Анекдоты | Праздники | Фестивали | Музыкальные фестивали


Международный фестиваль квир-культуры (Санкт-Петербург)

с 2009 года

Россия

Санкт-Петербург

ЛГБТ-организация «Выход»

квир-культура, проблематика «инаковости» и толерантности, ЛГБТ

Международный фестиваль квир-культуры (англ. International Festival of Queer Culture) — ежегодный некоммерческий международный фестиваль в Санкт-Петербурге, затрагивающий темы квир-культуры, «инаковости», непохожести в культуре и современном российском обществе. Его миссия состоит в предоставлении площадки для объединения представителей квир-искусства, в создании общества, свободного от ксенофобии, расизма, сексизма и гомофобии. Проводится петербургской ЛГБТ-организацией «Выход» с 2009 года.

В мае 2006 года в Москве ЛГБТ-активистами (основавшими в дальнейшем Российскую ЛГБТ-сеть) планировалось провести фестиваль гей-лесби-культуры «Радуга без границ». Среди участников были заявлены в том числе художники Серж Головач и Сева Галкин. Фестиваль должен был стать мирной альтернативой запланированному в этом же месяце гей-прайду. Проведение двух различных мероприятий стало следствием раскола российского ЛГБТ-сообщества из-за разного понимания способов борьбы за свои права. Целью мероприятия было объявлено создание диалога между ЛГБТ и остальным российским обществом посредством искусства, развенчивание мифов и стереотипов, преодоление непонимания, страха и ненависти. Однако известие о проведении гей-прайда вызвало активизацию националистов и религиозных экстремистов, которые устроили серию погромов и избиений, в результате чего фестиваль был сорван. Позднее выяснилось, что члены этих же группировок через несколько месяцев устроили теракт на Черкизовском рынке.

В 2008 году в Санкт-Петербурге ЛГБТ-организация «Выход» (в сотрудничестве с Российской ЛГБТ-сетью и Nuntiare et Recreare) одним из первых своих мероприятий организовала однодневный фестиваль лесби-гей-культуры «Мини-фест». Его целью стали консолидация ЛГБТ-сообщества, борьба с внутренними страхами, привлечение внимания к защите собственных прав. На фестивале, который посетило около 60 человек, выступили автор-исполнитель Ольга Краузе, поэты Марина Чен и Никита Подвысоцкий, группа «pinКот», а также травести-шоу.

Однако понимание чрезмерной узости ЛГБТ-тематики в условиях современного искусства России, отсутствия в стране площадки для представителей более широкой и актуальной квир-культуры, низкой представленности граждански ответственного искусства, воспитывающего в обществе приятие «другого», привело к переосмысливанию концепции будущих мероприятий и зарождению Международного фестиваля квир-культуры. При этом термин «квир» используется в широкой трактовке, для обозначения любой не соответствующей традиционной модели поведения и идентичности. Организаторы декларируют право на самовыражение за всеми людьми, независимо от своих взглядов, веры, пола, гендера, сексуальности и любых других признаков. Они видят важность в создании площадки без ксенофобии и дискриминации для объединения людей с разными идентичностями и культурами вокруг творчества и общих ценностей: любви, толерантности и взаимного уважения.

Первый квир-фестиваль прошёл с 17 по 27 сентября 2009 года под девизом «КВИР — Культура Во Имя Равенства», став первым в России крупным мероприятием подобной тематики. Деятели культуры десять дней обсуждали и обыгрывали темы «инаковости», культурного разнообразия, толерантности и дискриминации.

Участниками фестиваля стали музыкальные группы Колибри, Ива Нова, Бетти, Снега, поэты Дита Карелина, Лия Киргетова, Елена Новожилова, исполнители Ольга Краузе, Татьяна Пучко, Ульяна Ангелевская, театры Театральная Лаборатория Вадима Максимова, Содружество актеров ТеФа, правозащитные организации Молодёжное правозащитное движение, Эгида СПб и многие другие. В рамках форума прошли фотовыставки, театральные представления, концерты рок-музыки и авторской песни, поэтические вечера, кинопоказы, арт-мастерские, драг-кинг шоу, семинары и дискуссии. Запланированное выступление Артёма Семёнова (Дива Урсула) было отменено из-за болезни артиста. Фестиваль официально поддержали консульства Нидерландов и Швеции, ряд правозащитных организаций и культурных объединений.

Второй квир-фестиваль прошёл с 16 по 25 сентября 2010 года под девизом «Искусство быть собой». Он получил широкую общественную поддержку: со словами приветствия выступили генеральный консул Великобритании Уильям Эллиотт, российские журналисты Владимир Познер, Валерий Панюшкин и Артемий Троицкий, мэр Берлина Клаус Воверайт, шведский музыкант Джей-Джей Йохансон, бельгийская певица Лара Фабиан, режиссёр и директор секции «Панорама» Берлинского кинофестиваля Виланд Шпек, американский режиссёр Джон Кэмерон Митчелл, писательница Мария Арбатова, британский актёр и писатель Стивен Фрай. Они отметили важность формирования в обществе ценностей толерантности, взаимоуважения и гражданского равенства, борьбы с дискриминацией и ксенофобией в её различных проявлениях (сексизмом, гомофобией, расизмом).

В то же время ряд националистических, православных, родительских и социалистических организаций (в их числе петербургское отделение Молодые социалисты России, Национальная Ассоциация «Генетика», «Собор родителей России», Кирилл Фролов) выступили с требованиями о запрете фестиваля, обвинив его в распространении «тлетворного западного влияния», «пропаганде порока, разврата и греха», «привлечении новых адептов» и «растлении детей», разрушении здоровья нации, ценностей семьи и брака. Ряд православных активистов заявили о намерении провести акции протеста.

За день до открытия фестиваля площадка для фотовыставки (Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза Художников) расторгла договор об аренде. Организаторы арт-форума заявили, что Комитет по культуре Санкт-Петербурга оказал давление на руководство Союза Художников, однако комитет отверг обвинения. В 2008 году с подобными проблемами столкнулся оргкомитет ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о Бок». В итоге открытие выставки всё же состоялось в назначенную дату на другой площадке. В связи со сложившейся ситуацией с поддержкой фестиваля выступили Московская Хельсинкская группа, правозащитник Александр Винников, общество «Мемориал», Молодёжное Яблоко, Молодёжное правозащитное движение, Комитет за рабочий интернационал, Музей сновидений Фрейда, Правозащитный совет Санкт-Петербурга, Кампания против эксплуатации и дискриминации женщин, Ресурсный Правозащитный Центр, ЭКОперестройка, медиапроект Полит-грамота и другие. Параллельно неизвестные объявили заминированной одну из площадок фестиваля, был испорчен баннер на выставке, а организаторы стали получать письма с угрозами. В ответ ЛГБТ-активистами было организовано пикетирование Комитета культуры Санкт-Петербурга. Параллельно с этим в Москве 15 сентября пропал без вести ЛГБТ-правозащитник Николай Алексеев, его коллеги обвинили власти России в похищении. 19 сентября на фоне международной реакции активист был отпущен.

В рамках фестиваля под руководством Олега Гаркуши (АукцЫон) и Алексея Рахова (Странные игры) прошёл рок-концерт, в котором приняли участие шведский музыкант Джей-Джей Йохансон, группы Theodor Bastard, Снега и другие. Группа МультFильмы в последний момент не смогла принять участие в выступлении. Также в программе фестивале прошли посвященная квир-культуре фотовыставка, фестиваль драг-кинг, научно-практическая конференция, дефиле мод, выступления поэтов, спектакли и другие мероприятия.

Фестиваль прошёл при поддержке шведской хельсинкской организации Civil Rights Defenders, ИЛГА-Европы, Российской ЛГБТ-сети, Кинофестиваля «Бок о бок», МПГ, консульств Швеции, клубов «Цоколь», «МОD», «Шум», «Эфир», «Малевич», «Голубая устрица», «Сафо» и тд.

Четвёртый квир-фестиваль прошёл с 15 по 25 сентября 2011 года. Основной целью арт-форума как и в прошлые годы была объявлена показать разнообразие идентичностей, поддержка права каждого человека быть собой, независимо от сексуальной ориентации и гендерной идентичности, противостояние насилию и дискриминации. Оргкомитет подчеркнул: «Проблема социальной исключенности есть, она реальна. Но людям, которые с этим не сталкивались, очень трудно понять и принять это как свою проблему. Искусство помогает им пережить этот опыт, как свой личный, заставляет задуматься и вызывает ощущение сопереживания. Язык искусства общечеловечен и доступен для всех. Именно это дает нам возможность понять друг друга быстрее». Фестиваль стал основным получателем средств из Фонда Солидарности фестиваля Stockholm Pride (англ.) в 2011 году, так как «выполняет чрезвычайно важную работу по укреплению позиций ЛГБТК-граждан в Санкт-Петербурге».

Проведение фестиваля сопровождалось призывом некоторых националистических организаций к его отмене и попыткой нападения на церемонии открытия, однако организаторы отметили существенное снижение по сравнению с предыдущим годом акций протестов, что оценили как следствие роста толерантности в обществе. При этом в рамках дискуссионной панели фестиваля впервые состоялся открытый диалог с противниками его проведения в частности с абстракционистом Валерием Вальраном, отрицающим что искусство должно быть как-то связано с выражением гражданской позиции, и руководителем РOСХВЕ Константином Бендасом, утверждающий главенство института семьи как союза мужчины и женщины и считающий гомосексуальность грехом.

В фестивале приняли участие группы Zdob Si Zdub, Ива Нова, FiLLiN, MоNолиза, Cuibul, Снега, певец Оскар, художники Серж Головач, Стивен Бекли, Маттиа Инсолера и десятки молодых талантливых художников, поэтов и исполнителей. Состоялись обсуждение проблемы соблюдения прав женщин и феминизма, вопросы цензуры и восприятия прав человека в России.

Кроме программных мероприятий в рамках фестиваля прошли встречи с художниками Сержем Головачом, Маттиа Инсолера, шведским писателем ЛГБТ-активистом Хоканом Линдквистом, а также состоялась презентация Федерации ЛГБТ-спорта России.

Четвёртый квир-фестиваль прошёл с 20 по 29 сентября 2012 года. В преддверии форума искусств свою поддержку ему выразила экс-солистка группы «Тату» Лена Катина. В фестивале приняли участие Алоэ Вера, Диего Вергес, шведские художницы Анники Карлсон Риксон и Анны Виолы Холлберг, Алла Костина, Инка Лишенкевич (Ива Нова) и др. Специальными гостями на церемонии открытия были генеральные консулы и представители генеральных консульств Швеции, Великобритании, Норвегии, Франции, Нидерландов, Германии, Финляндии, представители культурных институтов европейский стран в Петербурге, правозащитных и ЛГБТ-организаций. Приветствие фестивалю направили уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге А. В. Шишлов, британский актер Иэн Маккеллен, группа Scissor Sisters.

Организаторы фестиваля выразили своё возмущение принятом в 2012 году в Петербурге законе о запрете «пропаганды гомосексуализма». Министры ряда европейских стран, принявшие участие в фестивале, инициировали на проходящей в это же время Конференции министров по молодежной политике стран-членов Совета Европы внесение в декларацию пункта о недопустимости дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Это предложение обернулось скандалом, поскольку российская сторона отказалась подписывать такой вариант, впервые в истории сорвав подписание данного документа.

Ряд консервативных организаций, таких как «Народный собор», «Собор родителей России», «Корпорации православного действия» Кирилла Фролова, Молодые социалисты России и других, обвиняют квир-фестиваль в распространении «тлетворного западного влияния», «пропаганде порока, разврата и греха», «пропаганде гомосексуализма», «привлечении новых адептов» и «растлении детей», в разрушении здоровья нации, ценностей семьи и брака. Истинной целью проведения фестиваля активисты считают провокацию беспорядков с последующей инициацией «репрессий» против противников. Однако, ряд либеральных общественных деятелей, например, лидер петербургского «Молодёжного Яблока» Александр Гудимов, считают подобную критику надуманной.

Активист проекта GayRussia.Ru Николай Баев обвинил организаторов фестиваля в использовании термина «квир» как ширмы для прикрытия на самом деле гейлесби-мероприятия (из-за боязни конфликта с властями как в случае с кинофорумом «Бок о Бок»). Он обратил внимание на отсутствие в программе рассмотрения вопросов квир-тематики: андрогинности, БДСМ-культуры, межпоколенных отношений, проблематики полиаморных союзов, взаимодействия гендера и этнокультурной идентичности. По мнению Баева таким образом организаторы потворствуют замалчиванию проблем ЛГБТ-сообщества.

↑ Показывать компактно

.

,