Домашняя страница
Анекдоты | Праздники | Фестивали | Музыкальные фестивали


Бок о бок (кинофестиваль)

любые жанры кинематографии

с 2008 года

Россия

Санкт-Петербург

Мэнни де Гуэр

фильмы, затрагивающие темы гомосексуальности, бисексуальности и трансгендерности (ЛГБТ)

Международный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок» (англ. International Gay and Lesbian Film Festival «Side by Side») — международный кинофестиваль, рассматривающий в контексте киноискусства тематику гомосексуальности, бисексуальности и трансгендерности (сокр. ЛГБТ). Ежегодно проводится в Санкт-Петербурге осенью, начиная с 2008 года. Кроме того, периодически организовываются различные специальные мероприятия, а начиная с 2009 года кинопоказы стали проходить и в других регионах России.

Кинофестиваль стремится создать открытое культурное пространство, в рамках которого российское общество и представители ЛГБТ-сообщества могут вступить в широкую дискуссию, наладить позитивный диалог, внося тем самым вклад в борьбу с дискриминацией по признаку пола, сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Кроме того, фестиваль является площадкой, где гомосексуалы и трансгендеры могут чувствовать себя свободно, где они могут исследовать и осмысливать свою идентичность. Девиз кинофорума: «Разная любовь — равные права».

Учредителем кинофестиваля является Мэнни де Гуэр, директором — Гюльнара Султанова, проектным менеджером — Татьяна Шманкевич.

Зародившееся в конце 80-х годов российское движение за права геев и лесбиянок к середине 90-х годов сошло на нет. К 2000-м годам фактически не сформировалось не только представительное правозащитное направление, но и целостное ЛГБТ-сообщество как совокупность людей, объединённых общими ценностями, культурой и осознанной исторической судьбой. Начавшееся в 2006 году движение гей-прайда усилило разногласия среди различных групп ЛГБТ и общества в целом; кроме того, оно не преследовало цели формирования культурного пространства.

В то же время на Западе сильно развита ЛГБТ-культура, в том числе в рамках киноискусства. Так в 1977 году в Сан-Франциско прошел первый в мире ЛГБТ-кинофестиваль «Фреймлайн», а в 1987 году на Берлинском кинофестивале появляется специальная ЛГБТ-премия. С течением времени ЛГБТ-кинофорумы стали частью культурной жизни западного общества: ежегодно проводится множество тематических фестивалей, которые посещают тысячи человек, а престижнейшие киносмотры обзавелись собственными гей-наградами.

Кинофестиваль «Бок о Бок» возник как следствие мировой традиции с одной стороны, а с другой — как ответ на насущные потребности российского ЛГБТ-сообщества. Организаторы стремились создать открытое культурное пространство, которое способствовало бы рефлексии и саморазвитию ЛГБТ-сообщества, и в то же время знакомило широкую общественность с проблематикой этого сообщества, строя позитивный диалог меньшинства с большинством, развенчивая мифы и стереотипы, способствуя изменению общественного мнения, развитию понимания, приятия и толерантности. Организаторы считают это одним из путей преодоления ненависти, дискриминации и насилия в отношении ЛГБТ.

Программа фестиваля состоит из трёх основных направлений, в которых вручаются соответствующие награды: секция игрового кино, секция документального кино и короткий метр. Фильмы отбираются из программ кинофорумов последних сезонов и присланных заявок на участие. Внеконкурсная программа включает разнообразные мероприятия: показы уникальных ретроспектив, выставки, фотоконкурсы, презентации книг, концерты, мастер-классы и т. д. Обычно показ сопровождается дискуссией или лекцией, затрагивающими раскрытые в фильме актуальные проблемы и их проекции в современном российском обществе. В каждом мероприятии кинофестиваля принимают участие специальные гости, являющиеся известными зарубежными и отечественными специалистами в области искусства, социологии, психологии или прав человека. Предварительно из их числа формируется жюри конкурса фильмов, которое выбирает победителя в каждой из трёх номинаций. Приз зрительских симпатий определяется путём анализа анкет зрительских голосований.

Фестиваль при организации мероприятий активно привлекает волонтёров. В разное время партнёрами форума были Берлинский кинофестиваль, Киевский кинофестиваль «Молодость», Институт имени Гёте, Датский институт культуры, Шведский институт кино, Фонд Генриха Бёлля, журнал «TimeOut», радио «Эхо Москвы», гостиница «Англетер», сеть «Буквоед», сеть «Идеальная чашка», Геометрия.ру и другие.

Идея проведения кинофестиваля в Санкт-Петербурге зародилась на встрече Мэнни де Гуэр и Ирины Сергеевой летом 2007 года. В конце декабря было объявлено о его проведении, что вызвало широкий резонанс и бурные дискуссии в обществе.

В поддержку кинофестиваля выступили кинорежиссёр Александр Сокуров, рок-музыкант Светлана Сурганова, социолог Игорь Кон, поэтесса Марина Чен, актёр Анатолий Равикович, правозащитник Сергей Григорьянц, политик Валерия Новодворская, британская писательница Сара Уотерс, британский правозащитник Питер Тэтчелл, израильский режиссёр Эйтан Фокс, израильский продюсер Гал Уховски, американский режиссёр Джон Кэмерон Митчелл, ЛГБТ-активист Николай Алексеев. Берлинский кинофестиваль, Нью-Йоркский ЛГБТ-кинофестиваль «NewFest» и Киевский кинофестиваль «Молодость» официально поддержали проведение фестиваля «Бок о Бок».

С негативной оценкой фестиваля выступили представители «Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов» актёры Николай Бурляев и Михаил Пореченков, продюсер Марк Рудинштейн, артист Олег Басилашвили, режиссёр Евгений Татарский, руководитель пресс-службы Московской патриархии Михаил Моисеев, глава городского комитета по культуре Николай Буров.

В феврале 2008 года кинотеатр «Дом Кино», в котором изначально планировались показы, расторг предварительный договор с организаторами кинофестиваля «по причине ремонта здания кинотеатра», хотя, как позже выяснилось, кинозал на этот период закрыт не был. В сентябре 2008 года, уже после начала продажи билетов, киноцентр «ПИК» под давлением властей расторг договор без объяснения причин. Параллельно с этими событиями прошли милицейские рейды в гей-клубах «Бункер» и «Центральная Станция», в ходе которых посетителей оскорбляли, унижали и шантажировали. В октябре 2008 года найденные новые площадки (клубы «Сочи» и «The Place») были закрыты в день открытия кинофестиваля на две недели по предписанию пожарной инспекции, однако сразу после отказа от проведения этого мероприятия они возобновили свою работу.

В связи с этими событиями молодёжное движение «Оборона» и ЛГБТ-организация «Выход» обратилось с открытыми письмами к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с требованиями разобраться в происходящем. Поддержку высказали также известные петербургские художники Глюкля и Цапля, которые в день закрытия фестиваля изменили свою программу в «Доме Кино» и показали свой фильм о мальчиках-транссексуалах «Комната Вики и Жени», а группа студентов провела у комитета по культуре Санкт-Петербурга акцию «Реформация», намекнув на немецкого реформатора Мартина Лютера.

В итоге кинофестиваль прошёл 4—5 октября 2008 года «подпольно» на закрытой площадке. В течение двух дней шли показы художественных и документальных фильмов программы, в том числе панорама короткометражных фильмов победителей Берлинского кинофестиваля. После просмотров проходили дискуссии по проблематике фильмов, в которых приняли участие гости фестиваля: режиссёры Джон Кэмерон Митчелл, Родний Свелл, Максим Зирин, представители Берлинского кинофестиваля Клаус Ашенеллер и Бэзил Циокос, российская актриса-транссексуалка Джульетта и другие. Вне основной программы прошёл фотоконкурс «Любовь в розовом и голубом измерении», в рамках которого также были представлены фотопроекты Лиды Михайловой «Я — лесбиянка. Знают ли об этом окружающие?» и Александра Низовского «Drag Queens Show».

В конкурсную программу фестиваля вошло 8 игровых, 8 документальных и 23 короткометражных фильма, в том числе победители премии «Оскар», Каннского и Берлинского кинофестивалей. Среди них — одна российская документальная лента и одна казахстанская короткометражка.

В дальнейшем фильмы из программы фестиваля были показаны на различных площадках города, а также представлены в ходе целого ряда фестивалей: Киевского кинофестиваля «Молодость», Международного кинофестиваля против расизма и ксенофобии «Открой глаза!», Санкт-Петербургского международного кинофестиваля «Фестиваль Фестивалей», Недели Германии в Санкт-Петербурге. Организатор фестиваля Мэнни де Гуэр была приглашена в качестве жюри премии «Тедди» на 59-й Берлинский международный кинофестиваль.

В сентябре 2009 года исполнительный директор фестиваля Гюльнара Султанова вместе с председателем Российской ЛГБТ-сети Игорем Кочетковым встретились с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге Игорем Михайловым и заручились его поддержкой.

Также были выпущены просветительские брошюры на тему камин-аута («Как сказать?» и «Как понять?») и «Родительство. Трансгендер. Религия.».

Второй кинофестиваль прошёл с 23 по 31 октября 2009 года. В отличие от предыдущего года его проведение не вызвало столь бурной реакции в обществе, а сами показы состоялись на открытых площадках. Чтобы кинофорум не был сорван, его организаторы заручились поддержкой западных консульств и культурных центров. Фестиваль по оценкам организаторов посетило более двух тысяч человек. Помимо кинопоказов состоялся целый ряд круглых столов, на которых были подняты разнообразные темы: права человека и дискриминация, история ЛГБТ-сообщества, камин-аут, однополые браки, дети в однополой семье, проблемы пожилых ЛГБТ, мифы и реальность трансгендера, маскулинность в современном обществе, религия и сексуальность и другие. На вопросы зрителей ответили специалисты в области психологии, искусствоведения, социологии и прав человека, такие как социолог Игорь Кон, психотерапевт Дмитрий Исаев, ЛГБТ-активист Игорь Кочетков, искусствовед Иван Чечот, немецкая акционистка Махида Лайн, СПИД-активист Николай Панченко, поэт-исполнитель Ольга Краузе, правозащитники Александр Винников, Владимир Шнитке, Максим Иванцов, Нина Таганкина и другие.

Однако не обошлось без инцидентов, перед презентацией книги «Мальчик — отец мужчины» профессора И. Кона в зал, где должна была проходить дискуссия, одновременно явились корреспонденты НТВ и группа националистов во главе с Романом Зенцовым. Организаторы фестиваля обвинили корреспондентов НТВ в попытке организации постановочного скандала.

Вне конкурсной программы была показана ретроспектива немецкого кино Веймарской республики: «Не такой как все» — первый в истории кинематографа гей-фильм, «Девушки в униформе» — фильм, впервые затронувший тему женской гомосексуальности, и культовую картину «Михаэль». Закончился кинофорум концертом Ульяны Ангелевской.

В связи с фактическим срывом фестиваля в 2008 году программа была частично повторена в 2009 году. Всего было показано 4 художественных, 6 документальных и 12 короткометражных фильмов.

В связи с частичным повторением программы 2008 года было принято решение о реорганизации системы наград.

ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок» получил награду фонда Берлинского фестиваля «Тедди» за вклад в развитие ЛГБТ-движения в России, за несколько недель до этого исполнительный директор Гуля Султанова вошла в состав жюри конкурсной программы Берлинале. Также весной 2010 года фестиваль «Бок о Бок» принял участие в Международном кинофестиваля против расизма и ксенофобии «Открой глаза!» с фильмом «Джорджи герл», при этом под давлением администрации кинотеатр «Родина» отказался от показа, а кинотеатр «Дом кино» провел показы с условием запрета упоминания ЛГБТ-кинофестиваля. В рамках Недели против гомофобии 2010 в Петербурге был показан фильм Стивена Фрая «ВИЧ и Я» и зачитано обращение актёра к российской публике. В апреле состоялись кинопоказы по проблеме ВИЧ/СПИДа.

В апреле 2010 года ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок» проделал два выездных тура — в Кемерово и Новосибирск. В Новосибирске фестиваль прошёл с 15 по 18 апреля при поддержке департамента культуры Новосибирской области и Института имени Гёте, он привлёк много внимания зрителей и прессы: мероприятия «Бок о Бок» посетило около 700 человек. В Кемерово показ фильмов должен был состояться с 17 по 19 апреля в двух официальных городских кинозалах. Администрация города первоначально поддерживала фестиваль, однако за день до открытия кардинально изменила свою позицию. В результате оба кинозала отказались от проката, но фестиваль всё же состоялся на частных площадках.

— учредительница кинофестиваля Мэнни де Гуэр

В июле при поддержке местной ЛГБТ-организации «Ракурс» фестиваль планировалось провести в Архангельске, однако из-за противодействия религиозных и националистических групп, оказавших давление на местные власти, его пришлось провести в «закрытом режиме».

18 сентября 2010 года в рамках второго Международного фестиваля квир-культуры состоялся кинопоказ фильма «Cut Homophobia» и дискуссия на тему «Несправедливость. Бесправие. Дискриминация. Волнуют ли эти вопросы российских художников?».

Проведение фестиваля, намеченного на период с 15 по 23 октября 2010 года, поддержали испанский режиссёр Педро Альмодовар, американский сценарист и режиссёр Гас Ван Сент, британский режиссёр Кен Лоуч, британский актёр, режиссёр и писатель Стивен Фрай, российский актёр и художник Сергей Бугаев (Африка) и кинокритик Михаил Трофименков. Позже к ним присоединились британский актёр Иэн Маккеллен, глава Комиссии по правам человека в Совете Европы Томас Хаммерберг, британский писатель и режиссёр Майк Ли, певец Марк Алмонд, американский режиссёр Брюс Ля Брюс.

В 2010 году кинофестиваль прошёл на открытых площадках города и без инцидентов. В программе впервые появилась секция мультипликации. Прошла выставка плакатов ЛГБТ-кинофестивалей из Европы, Азии, Америки и Африки, призванная визуально показать историю развития таких фестивалей. Внеконкурсная программа под названием «Любовь за железным занавесом» представила раритетные фильмы, снятые в станах социалистического лагеря: венгерский фильм 1982 года «Глядя друг на друга» режиссёра Карой Макк, фильм из ФРГ режиссёра Виланда Шпека «Западник» и «Камин-аут» режиссёра Хайнера Карова, последний фильм ГДР, вышедший за несколько часов до падения Берлинской стены.

Фестиваль посетили специальные гости: шведский аниматор Лассе Перссон, немецкий актёр Маттиас Фрайхоф, израильский режиссёр Томер Хейманн, датские режиссёры Ибен Хаар Андерсен и Минна Гросс, турецкая трансгендерная активистка, героиня фильма «Я и Нури Бала» транссексуалка Эсмерей, российский режиссёр Дмитрий Грибанов, кинокритик Олег Ковалов. Прошли дискуссионные столы по проблеме детей в однополых семьях, по правам трансгендеров в России и Турции, принятию гомосексуалами своей сексуальности, гомофобия общества, движению за права ЛГБТ в России и мире, и другие.

В этом году кинофестиваль обрёл визуальное воплощение своей награды, которым стала такса БоБик (аналог берлинского медведя Тедди и венецианского Квир-Льва). Прототипом БоБика стала собака учредительницы фестиваля Мэнни де Гуэр, а название — сокращение от названия фестиваля «Бок О Бок».

В конкурсную программу 2010 года вошли 4 художественных (среди них один российский), 4 документальных, 14 короткометражных фильмов. Появилась секция анимационного кино, представленная 12-ю картинами.

В декабре 2010 года «Бок о Бок» предоставил фильм «Право на наследие» для программы кинофестиваля «32 мая», что вызвало недовольство некоторых чиновников из администрации Санкт-Петербурга.

В конце марта 2009 года кинофорум планировал принять участие с фильмом «Молитвы за Бобби» в фестивале «Открой глаза!». Однако городские площадки Санкт-Петербурга (кинотеатры «Дом Кино» и «Родина») отказались от показов «по идеологическим причинам», а после давления со стороны прокуратуры разорвал договор аренды Фонд Михаила Шемякина. Также состоялись выставка и показ в рамках Недели Германии

В этом году успешно прошла серия кинопоказов в Новосибирске и Кемерово: в феврале на тему камин-аута, в апреле в рамках Недели против гомофобии. В мае кинофестиваль показал свою программу 2010 года на открытых площадках, в отличие от прошлогодних событий мероприятие прошло без инцидентов.

В июне 2011 года были запланированы гастроли в Томске, но в день открытия под давлением городской администрации площадки отказались от показов, в результате чего кинофорум был перенесен на другие площадки. В сентябре планировались показы в Архангельске.

Четвёртый кинофестиваль прошел с 21 по 30 октября 2011 года. Среди приглашенных гостей: певец Марк Алмонд, фотограф Занеле Мухоли, режиссёр Беньямин Канту (нем. Benjamin Cantu), режиссёр Яир Кедар, документалист Маркус Линден (швед. Markus Lindeen), ЛГБТ-активист Роман Калинин, журналист Елена Косюченко, директор кинофестиваля «Завтра» Антон Мазуров и другие. В рамках кинофестиваля прошла персональная фотовыставка Занеле Мухоли «Indawo Yami / My Place / Мое место», состоялись дискуссии и встречи со специальными гостями. Девиз кинофорума в этом году «У нас есть история», который подчёркивает особый интерес к ретроскопии ЛГБТ-сообщества в мире и в России[100][101]. На фестивале был презентован "Родительский клуб", который объединил российских родителей гомосексуалов[102].

Во внеконкурсной программе были показаны «Нитратные поцелуи (англ.)русск.» режиссёра Барбары Хэммер (англ.)русск., которая прислала послание к российскому ЛГБТ-сообществу[103], а фильм «Жертва» режиссёра Бэзила Дирдена (англ.)русск. был представлен Марком Алмондом[104][105]. После этих показов состоялись дискуссии по истории геев и лесбиянок в России и Великобритании, а также роли кино в её фиксации и творении. Также прошли круглые столы по поводу взаимоотношений церквей мира и ЛГБТ, гендерной цензуре в российских СМИ.

В конкурсную программу 2011 года вошли 5 художественных, 7 документальных фильмов и 13 короткометражных кинолент.

В 2012 году кинофестиваль активно принимал участие в кампании по противодействию принятию в России законов о запрете «пропаганды гомосексуализма», его активисты выступили в качестве соорганизаторов ряда акций протеста в Санкт-Петербурге, Костроме и Берлине[106][107][108][109][110].

В 2012 году прошли кинопоказы в Кемерово и Томске[111][112]. На втором кинопоказе в Кемерово националисты выступили с угрозой физической расправы над участниками и зрителями кинофестиваля[113][114].

В апреле кинофестиваль принял участие в программе форума «Открой глаза!», на котором в защиту ЛГБТ выступили Уполномоченный по правам человека в Петербурге А. В. Шишлов и лидер петербургского отделения партии «Яблоко» М. Л. Резник[115].

В апреле кинопоказы фестиваля впервые прошли в Москве, при поддержке ряда европейских посольств, Музея имени А. Д. Сахарова[116][117] и певицы Эли Чавес[118]. Ряд активистов «Союза православных хоругвеносцев» провели пикетирование мероприятия[119].

В начале июня организаторы фестиваля сообщили о срыве кинопоказов в Кемерово из-за угроз националистов, а также действий властей и представителей МВД[120]. В результате состоялся только один закрытый кинопоказ, на котором присутствовало всего несколько десятков зрителей[121]. В это же время из-за угроз националистов и православных активистов был сорван финальный день кинопоказов в Новосибирске[122]. В Томске фестиваль прошёл без помех.

С 25 октября до 3 ноября 2012 в Санкт-Петербурге прошел пятый кинофестиваль, на котором были показаны 37 фильмов из Кубы, Китая, Уганды, Бразилии, Чили, ЮАР, Великобритании, Швеции, Нидерландов и других стран. Впервые в конкурсной программе участвовало шесть российских фильмов, объединенных в сборник «Начало». Партнером «Бок о Бок»а стал шведский кинофестиваль документального кино «Темпо», который предоставил для показа ряд раритетных картин. Кинофестиваль посетили режиссеры Эйтан Фокс (Израиль), Сева Галкин (Россия), Мариали Ривас (Чили), организатор ЛГБТ-кинофестиваля в Пекине и режиссер Янг Янг, документалисты Сара Броос и Метте Аакерхольм Гардель (Швеция), режиссер Михиль ван Эрп (Нидерланды) и активистка Стош Йовин (Уганда)[123][124]. На дискуссии также выступили член ПАСЕ Роберт Бидрон (Польша), председатель Российкой ЛГБТ-сети Игорь Кочетков и член общества «Мемориал» Стефания Кулаева, председатель «Молодёжного Яблока» Юлия Алимова.[125][126]

Несмотря на принятый в Петербурге антигомосексуальный закон, кинофестиваль прошёл без происшествий[124]. Только в день открытия кинофорума гостиницу «Англетер», где проходил показ, вышли пикетировать два православных активиста.[127][128]

В конкурсную программу 2011 года вошли 6 художественных, 9 документальных и 22 короткометражных фильма[129].

В 2012 году был учреждён специальный приз «Храбрый хвост», которым награждаются представители гражданского общества, выступившие в защиту прав российских ЛГБТ[130]:

↑ Показывать компактно