Домашняя страница
Анекдоты | Праздники | Фестивали | Музыкальные фестивали


Водокрещи

Водокре́щи (христ. Крещение, Богоявление, Иордань) — день народного календаря, отмечаемый 6 (19) января. Один из больших годовых праздников. В этот день заканчивались Святки, совершалось освящение водоёмов, купались в проруби и начинали готовиться к зимнему свадебному сезону.

Праздник Светов, белор. Вадохрышча, Свята вады, Святоха, Дзень Трох Каралей, полесск. Довохрище, Удохрище, укр. Водохрищі болг. Водици, Водохръщи, серб. Водена слава, польск. Trzech Króli, в церковной традиции — Богоявление, Крещение, Иордань.

В этот день Русская православная церковь почитает: Святое Богоявление, Крещение Господне, преставление святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894).

Чтобы предостеречь свой дом от пожара, селяне на Крещенской неделе читали: «Шли святые за мной, несли чашу с водой. Если пожару быть, святые станут пожар тушить. Не гори раз, не гори два, не гори три. Ни сегодня, ни завтра, никогда не гори. Святые стоят, мой дом охраняют. Аминь».

В восточно-славянской традиции наиболее значимым является канун Водокрещей — Крещенский вечер. У южных славян восточной части Балкан в комплекс крещенских праздников, помимо кануна Водокрещей, могут входить и ближайшие к этой дате дни — день Ивана Крестителя (7/20.1) и Бабин день (8/21.I); ср. связанные между собой по принципу «мужской-женский» названия праздников: макед. Машки водици [то есть мужские Водокрещи] (6/19.1) и Женски Водици [женские Водокрещи] (7/20.1); в.-серб. Водице (6/19.1), Жабице (7/20.1), Бабице (8/21.1). В Македонии, где крещенский комплекс обрядов особенно развит, к дням «мужского» и «женского» Крещения приурочены особые ритуалы, когда в первый день в реке купали мужчин и мальчиков-первенцев в семье, а во второй день — невесток и девочек-первенцев; в первый день совершались обходы села «мужской колядой» (макед. машко коледе), во второй — «женской» (макед. женско коледе).

Считается, что богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Освящённую воду бережно приносили в дом. Все ею умывались, на ней готовили, использовали как лечебное средство при болезнях телесных и душевных. Богоявленской водой хозяйки кропили свою скотину со словами: «Крёстная сила — хлев осенила!». Говорили, что «в богоявленскую ночь, перед утренней, небо открывается, о чём открытому небу помолишься, то сбудется». Но, яко бы, не всем дано видеть это, а только — самым благочестивым людям. Но, если помолится грешник святому небу в это время, то сбудутся и его желания. Есть поверье, что, если поставить под образами чашу с водою да «с верою» посмотреть на неё, — то вода, сама собою, всколыхнётся в крещенский полдень, что означает: «осеняет и освящает её крещающийся Сын Божий».

Главное событие этого дня — водосвятие, для чего в одном из водоёмов делается прорубь — Иордань. После торжественного крестного хода совершается молебствие. После молебна в проруби купаются: больные — излечиться от болезни, а здоровые — очиститься от греха. Верили, что сама прорубь и место вокруг неё обладают чудесной силой.

В некоторых губерниях в XIX веке устраивались смотрины. Наряженные девушки выстраивались около Иордани или на берегу, а парни выглядывали себе невест.

После окончания голодной кутьи сено, что лежало в течение двух калядных недель, убиралось со стола и относилось скотине, чтобы улучшить и ускорить молоко у коров, а заодно уберечь от ведьминых проказ. В Воронежской области на Крещенье давали скотине «немолоченный» сноп, чтобы скотина «разговелась». В Полесье на Крещенье рисовали кресты и коней на дверях. Когда рисовали коней — приговаривали: «Прыехали на коних, на коних и уедзеце».

С Крещенья до Масленицы — свадебные недели.

Под Рождество и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались (курск.). До трёх дней, до первого Спаса (1 августа) и после Крещения белья не трут. На протяжение двенадцати дней после водосвятия в проруби нельзя стирать. Коли на открытую воду пойдёт туман, то хлеба будет много. Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи. Если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю. Полный месяц — к большому весеннему разливу. Звёздчатая ночь — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель — к урожаю. Ясный день — к неурожаю. Ветер подует с юга — будет грозовое лето. Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роёв. Не кормят кур, чтобы огородов не копали. Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». «Святое Вадохрышча ваду каціла, ваду ачысціла і наверх пусціла» (белорус.).

От Водокрещей — до Евдокей живёт семь недель с половиной. Погода этого дня указывает на погоду декабря. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение. Дуй не дуй, а Великодень у порога. Дуй не дуй, не к Рождеству идёт, к Великодню. «На Крэшчэне чёрт з воды утекае, сядае на вэрбу. На Вэрбницу — снова з вэрбы на воду» (полесье).

«От Оспожинок до Водокрещей минуло. От Водокрещей до Евдокей пройдёт семь недель с половиной».

Коляда • Святки • Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Крещенский вечер • Громницы (Сретенье) • Власьев день • Масленица • Со́роки • Благовещение • Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница • Егорий Вешний • Никола вешний • Вознесение • Семик (Ярилин день / Русалии) • Троицкая суббота • Троица • Русальная неделя • Иван Купала • Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота • Дмитриев день • Кузьминки • Никола зимний